Моя затянувшаяся простуда,спасибо ей,сподвигла нас на то, чтобы всё-таки, нанести визит к морю и просто подышать воздухом, насыщенным крепким ароматом водорослей,свежести. Никакого выбора-только Криница, так горячо любимая с самого детства.С остановками на заправку и короткий отдых можно доехать примерно за три часа. Это не отпускное жаркое лето! Дороги
свободны и живописны.
Моя несокрушимая симпатия к Кринице началась в девять лет с отвисшей от удивления челюсти. ( 1974 год) А год до этого прекрасно, как и любые дети,плавала,играла,залпом читала книги,пела под баян. Дело было так. Родители,оба, сурово сдвинув брови,приказали мне выйти из тёплого моря на берег. Недовольная, но вышла и легла на живот, греться,как и сказано было.От безделья меня начало клонить ко сну, как вдруг я подскочила, увидев, что ровно посередине горы, километра два от пляжа, проехал грузовик...Как это? Там же лес, просто гора...Папа, севший от моего рывка, наверное, с любопытством посматривал на меня.
-Папа, как это? Как грузовик едет,там же ничего нет?-вопросы, сыпавшиеся от меня,не заканчивались.
-Повезли в магазин, скорей всего,товар,-последовал спокойный ответ папы,который пытался улечься и продолжить читать "Искатель".
-Какой товар, кому,там же ...просто лес,горы,-я явно не хотела отставать.
-Ну да, в Криницу. Там же тоже люди живут...
Там Криница?Нет, здесь Криница. Пять минут спора, и папа сдаётся. После дообеденной работы в аптеке и после обеда он обещает сводить меня наверх и познакомить с Криницей. Так и произошло. Из двух маршрутов( через гору или трасса) папа выбрал дорогу.Чуть дольше идти,но тогда становилось понятным, как пролегает путь для автомобилей в маленький посёлок Криница.Перейдя через мост,мы остановились возле магазина. Рядом какой-то камень. а на нём грубо процарапана дата-1866 год.Пока мы шли обратно, папа мне, задумавшейся, рассказал, что посёлок хоть и маленький, но имеет две улицы,Мира и Заречную.И даже пограничную заставу.(Да-да,лет в 14 с милой овчаркой я познакомилась). Улицу Мира мы протопали до точки N.(Позже я узнала, что она упирается в кладбище, а поворот налево ведёт в Бетту). Название улицы Заречной и мои подпрыгивания, взбодрили папу, и он с удовольствием перевёл меня через мост и на противоположном берегу реки Пшады во всей красе раскинулся роскошный грушевый сад.
Сторож удивился молодому папаше и чаду в панамке, которая сыпала вопросами что-то типа:а почему,а как, а потом? Нарвал нам груш и долго улыбался в усы. "Любопытная растёт",-вытирая платком пот, произнёс сторож. Топая назад вы,думаете, я успокоилась? Нахмурившись, я задавала глупые вопросы о способе перемещения, а как им было не страшно без лампочек, а волки нападали? Папа, при всей его осведомлённости, не мог знать всего. Наверное,немножко досадовал, что лишился послеобеденного чтения и потрясающего сна с храпом и книжкой на лице.
Я опущу мои многочисленные описания и рассуждения. Должна сказать, что зёрнышко любопытства проросло не только в кое-какие знания,но и в горячую любовь к удивительному месту. Спустя полвека низкий поклон папе. Дал толчок, не отмахнулся.
Лето, проведённое в квартире или на даче( перебежками из-за жары) лишило всякой надежды на отдых у моря. Наведываюсь в любимый уголок детства по осени.Сама дорога уже переключает на созерцание и восхищение .Как щедра золотая осень!
Наш край осенью просто великолепен. Какие-то фотографии, сделанные из машины, запросто дадут понимание разноцветия гор. Возле Сочи взгляд приковывает к себе скумпия, а здесь-береза,ольха, клён.Хвойники разбавят уныние поздней осени и серо-чёрной массы, запорошенной снегом, своей зеленью.
Мы подъезжаем. Надпись, многолетием радующая поклонников морского отдыха, встречает на самом видном месте. КСХИ. Буква "И" заменена на "У". И вообще, аббревиатура ,кому надо, выглядит так : КГАУ. Только во благо, что для крупнейшего сельхоз института была выделена живописная долина для спортивного лагеря. Огромное количество хвойных деревьев, высаженных ещё в советское время,дарит здоровье всем, кто только ступил на территорию. Мы беспрепятственно заходим, и я наслаждаюсь и солнцем, и видами.Да и дышать поглубже не помешает. Мама-кошка и милый котёнок,куда без них.
Напротив административного корпуса когда-то стоял ларёк, куда мы с братом с удовольствием бегали покупать газеты для папы.
По правую руку полукругом расположились черкесские ели.Разрослись! Это какой же в самую жару они издают аромат,щедро даря лечебные фитонциды.
Я захожу в самую гущу.Первый корпус за ними кажется малышом. На площади перед столовой тот же арт-объект, который был и бассейном, и клумбой.Жаль, недолговечна ива плакучая сама по себе, а смотрелась очень красиво.
В конце 70-х началось строительство первого жилого корпуса. Очень люблю столовую за архитектурное решение. На возвышении, как белый парусник, она кажется воздушной. А ВОТ мои симпатии,четыре пихты, немного огорчили потерей своей подруги.Я спускаюсь вниз по можжевеловой аллее. Справа открывается вид на поле, достойный кисти Левитана. Разве вы не согласны?
Немного вперёд, и танцплощадка с мило сохранившейся сценой и комнаткой, где я никогда не была.
Позади, как небольшая шкатулка,аптека, в которой наши с братом родители работали много лет.Конечно, ради нас они соглашались и ехали на море. И никогда не отказывали людям, если им срочно требовалось лекарство. Папина фирменная истрёпанная соломенная шляпа-отличный ориентир. Меняя друг друга, год за годом, аптечные работники оставляли достопримечательность на гвоздике до следующего года. Зайду-ка в свайные домики, где наша семья жила очень много лет.Аптека, в случае необходимости,рукой подать, море в двадцати метрах.На небольшой террасе я читала, писала в компании многочисленных птиц.Сойки и синички становились как родные,резво прыгали по тетрадям и моментально выхватывали семечки из кулька.
Я медленно подхожу к морю . Красиво и без лишних слов! Побродить и подышать-вот задача. Шторм заглушает все звуки, а волны делают шумную работу, подбивая гальку к береговой линии.Очки быстро становятся "непроглядными".Мельчайшая водная пыль делает свое дело,я с удовольствием дышу, но замечаю при этом небольшое головокружение.
Вот так,получи,городской обитатель каменных джунглей, порцию свежайшего воздуха. Набережная, столь сильно пострадавшая от прошлогодних штормов, снова заливается бетоном, восстанавливаются бордюры. Тополя, столь отважно переносившие морское соседство, всё-таки, пострадали.
Но те, которые не спилены,дай Бог, восстановятся, как и эти плакучие ивушки. Вы только посмотрите на силу природы!Из искорёженных стволов прорастает новая жизнь. Раз корень цел, дерево восстановится.
Путь вдоль реки Пшады неспешен, (как же не хочется уходить от моря!).Русло пока не соединилось с бассейном Чёрного моря. Вдоль реки теперь уж нет студенческих фанерных домиков. Всё меняется. На противоположный берег даже смотреть не хочу. Слишком много построек гостиничного типа.
По-моему, и частные дома выстроены. Прекрасно, с точки зрения чистоты воздуха и тишины, здесь жить. Наш обход, спокойно-созерцательный завершается знакомством с вахтёршей.
Она и рассказывает мне о том, что двое из трёх братьев Задорожных, покинули этот мир, остался младший,Вася. А ведь Валентин всегда меня приветствовал , стоя на балконе. Братья в советское время привозили фильмы для летнего кинотеатра. В заключение прогулки каждый раз делаю какие-то выводы. Здесь реверанс в сторону грамотных специалистов, которые, учитывая ландшафт местности, предусмотрели , кажется,всё:и ливнёвки, и расположение жилых объектов,иначе всё бы это потонуло. Один разок было,но об этом история в следующий раз. Мы направляемся в обратную сторону. Кажется ,эффект я получила. Мне легче.Я передаю свой мысленный привет и поклон нашим родителям. Сегодня их день бракосочетания...
Комментариев нет:
Отправить комментарий